Хасьминский Михаил Игоревич
Как предотвратить суицид
Здравствуйте! Сегодня, я думаю, что следует поговорить о том, как провести беседу со школьниками среднего возраста, ну и, наверное, уже младшего иногда актуально; о тех деструктивных группах, о которых так много сейчас говорят.
Это группы так называемых «Китов». Для начала надо понять, что это, конечно, информационное оружие. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это на то, что нельзя называть эти деструктивные действия некой игрой. Это никакая не игра. Мы же не называем игрой, например, убийство. Не называем игрой хулиганство. Мы даем этому вполне понятную оценку. Это преступление, административное или, соответственно, уголовное. Так вот то, что происходит с этими группами – это тоже не игра, и нельзя это так называть. Потому что игра ассоциируется с чем-то хорошим, с чем-то увлекательным и интересным. А убийство детей, используя как оружие интернет – это никак не может быть игрой. Я думаю, что все со мной согласятся.
Не надо с детьми начинать говорить таким образом, как иногда бывает: «Вы знаете, дети, существуют группы «F57», «Разбуди меня в 4:20», и какие-то другие группы…». Потом и все это перечисляется, говорится где их найти. А вы им говорите: «Вот туда, дети, не ходите». Естественно, что для любого человека, который знает подростковую психологию, детскую психологию, совершенно очевидно, что это вызывает, как раз, дополнительный интерес. Это из серии: не думай о белой обезьяне, которую, конечно, знают все психологи.
Это неправильный подход. И вообще, не надо говорить о деструктивных группах конкретно. Надо говорить о мерах предосторожности, о бдительности.
Что и кого могут представлять те группы или те конкретные люди, которые стучаться в какие-то аккаунты социальных сетей тех детей и подростков, к которым вы обращаетесь. Конечно, все мы предупреждаем своих детей о том, что не надо заходить в лифты с незнакомыми людьми, что нельзя садиться в автомобили с незнакомыми, опять же, людьми. Что надо быть бдительным, что не только хорошие люди существуют. Мы это всё говорим постоянно своим детям, и они это запоминают, и это касается той реальности, в которой мы живем. Но, к сожалению, забываем, что информационная реальность – это тоже реальность, там тоже есть злоумышленники, там тоже есть люди, которые совсем не желают добра. И даже больше того: скажу, скорее всего, там их больше, потому что там анонимный мир. То есть, там можно прийти и под некой маской. Там человек ощущает, что он может не отвечать за свои поступки, потому что он анонимен. Надо сказать, детям и подросткам о том, что он подстраивается под того, к кому он заходит. Так действуют все преступники, и в реальном мире, и, конечно, в виртуальном тоже так же. Они подстраиваются, они могут при этом много что обещать, могут говорить какие-то слова поддержки, которые возможно будущая жертва как раз и хочет услышать. Они пытаются как бы стать своими для будущей жертвы, поэтому пытаются понравиться, пытаются угодить. Они предлагают что-то нужное, они обсуждают что-то интересное. Причем они же заранее могут собрать всю информацию, которой и так достаточно в интернете. И в зависимости от этого построить стратегию общения. То есть, на их стороне мяч, они знают уже много об этом человеке, а человек о них не знает пока ничего, кроме того образа, который они сами презентуют.
Надо рассказать что будет потом. Потом тот, кто обрабатывает жертву, пытается много что узнать про неё. То есть, узнать много личного и интересного, найти слабые места какие-то. И иногда даже собрать компромат. Когда человек уже имеет информацию, когда он имеет определенный контакт, он начинает иметь возможность управления тем человеком, к которому он подстроился. И вот это уже сложнее. Здесь могут быть прямые воздействия, прямые приказы, угрозы, что мы и видим в некоторых случаях с этими деструктивными группами, суицидальными. То есть, это уже становится большой проблемой на этом этапе. И в итоге, тот, кто в данном случае агрессор – он хочет получить выгоду от жертвы.
В чем эта выгода будет выражаться? В некоторых случаях – это, например, могут быть деньги, в некоторых случаях – информация на одноклассников, в некоторых случаях фотографии какие-нибудь, а в некоторых случаях и доведение до самоубийства.
А вот теперь давайте рассмотрим подробнее, как это можно показать не только для подростков, но и детей старше 10 лет. Можно показать этот слайд с собачками. И вот когда детям показываем эту фотографию и говорим, что вот так делают злоумышленники. Нельзя ничего брать, чтобы вас потом не использовали.
Потом мы можем показать им следующий слайд. Там, где они увидят милую собачку уже сеткой отловленную. И просто показать механизм, что вот так потом могут отловить и вас. То есть, сделав один неправильный шаг, вы можете поставить себя в такие условия, когда будет сделан шаг уже второй. И вот так же, как этого щеночка, на вас могут накинуть сеть.
А дальше как мы об этом уже и говорили, могут начать влиять и контролировать, собачка уже оказывается за решеткой без возможности выйти из неё. А дальше может быть и такой финал…
Пока ребенок ещё не в группе, вот это до него вполне дойдет. Когда он уже внутри группы, там уже будет всё гораздо сложнее. Поэтому такие простые картинки могут ребенка сделать бдительным, в чем, я так понимаю, основная наша задача.
Все помнят этот прекрасный детский фильм, но, к сожалению, мало кто уделял внимание и смотрел на то, что там совершенно точно описана технология обмана и вовлечения вот в эту деструктивную деятельность. И прямо указано что именно надо затронуть, чтобы человека обмануть и заставить его делать то, что хочется. «Для хвастуна не нужен нож, ему немного подпоешь – и делай с ним, что хошь!». В чем принцип здесь? Кто такой, вообще, хвастун? Хвастун – человек гордый, желающий привлечь к себе внимание. Разве не точно так же, через интернет, заходят те люди, которые совсем не желают добра? Вот то, о чем мы говорили раньше: они подстраиваются, они дают как раз этому человеку то, что он хочет, ему немного подпевают. Подпевают, и, потихонечку, вовлекают в собственную орбиту, а потом конечно, делают, что «хошь». Вот это один из принципов, что гордость человека, какое-то его неудовольствие, желание большего, желание показать себя, может вести к трагедии.
Есть такое правило – взаимного обмена, в психологии. Когда ты что-то сделал другому, вот тот другой чувствует, он не обязан, конечно, этого делать, он просто чувствует, что он тоже что-то должен сделать в ответ. В данном случае используется технология. Это нормально, когда человек делает другому добро, а другой чувствует, что он тоже должен добром отплатить. Но в некоторых случаях вот эта наша природная благодарность, заложенная в душе человека, используется манипуляторами. И они получают как раз то, что хотят они, чтобы потом это использовать.
«Ну и на дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь». Проверить, что тебе плетет некий анонимный человек практически невозможно. Он может и с три короба наврать, и с пять и с десять. И когда уже появится возможность проверить, будет уже поздно. Поэтому никогда нельзя верить людям, которых ты лично не знаешь и не можешь перепроверить то, чего они тебе говорят. Это касается и реальной жизни, и, тем более, виртуальной, и об этом надо прямо говорить детям. А те, кто верят, – получается, легковерные дураки. И сказка о «Золотом ключике» как раз нам об этом ещё раз напоминает.
Дальше хорошо бы провести с ними беседу о ценностях. Чем человек может пренебречь? Конечно, то, что для него не имеет ценности. И мы, кстати говоря, вот в этих технологиях, связанных с этими деструктивными группами, видим, что пытаются переформатировать сознание детей, и навязать им мысли о том, что жизнь – как раз это ни какая не ценность. Души нет, жизнь не ценность, ты можешь распоряжаться чем хочешь, и вообще сама жизнь – она отвратительна и плоха. То есть, обесценивание самого ценного, что у нас есть – это той жизни, которая нам дана Богом. И тут было бы уместно напомнить детям, показав хорошую, интересную картинку, о том, что произошло с индейцами, которые не знали цену золоту, которое у них было. Зато очень увлеклись теми стекляшками, которые им предложили за это золото. Ведь тоже самое происходит и сейчас. За какие-то, там, глупости предлагается расплатится самим дорогим, что есть. Есть смысл, наверное, спросить детей: «Как вы думаете, как же так смогли обмануться эти индейцы? Почему же они доверяли этим людям, которые им несли сначала стекло вместо золота, а потом смерть уже в реальности вместо их жизни, вырезая целые племена индейцев, погружая их в болезни, например, там, в оспу и т.д., освобождая просто землю. Уж не тоже ли самое делается и сейчас. Кто из вас хочет побывать в шкуре этих индейцев»?
Этот исторический пример, он очень доходчив до детей и до подростков. И в нужный момент, я думаю, что всплывет из памяти. Кроме того, это действительно прекрасная возможность поговорить о ценности человеческой жизни.
И конечно же следует поговорить с ними о том, что зачем какие-то люди делают эти очень плохие вещи, зачем они кого-то доводят? Дети, в основном, конечно, добрые. Им не совсем понятно, что кто-то хочет кому-то причинить зло намеренно. Во-первых, это борьба. Ведь каждый юноша, девушка, ребенок – это будущие воины, будущие матери. И побеждать потом на поле боя человека гораздо сложнее, чем победить его, пока он подросток. Это, в принципе, просто банальное нанесение урона. Социального урона, экономического урона, духовного урона. То есть, это технология, за которой стоят действительно подобные интересы, в некоторых случаях.
В некоторых случаях – это могут быть психически больные, и больные нравственно. Они таким образом самореализуются. Таким образом пытаются получить в собственных глазах некий вес. Мы знаем такие случаи, они были в истории, когда таким образом самореализовывались маньяки, различного рода негодяи. Причем это делали сознательно. И надо задать вопрос детям: «Слушайте, а вы хотите, чтобы за ваш счет какой-то подонок самореализовался»?
В некоторых случаях таким образом зарабатывают. И детям об этом говорить необязательно, но специалисты должны знать, что существуют, и об этом достаточно пишут в закрытых группах, о том, что таким образом, доведя ребенка до суицида, можно получить какие-то финансовые средства. То ли это так, то ли нет, но ведь тех преступников, которые доводят до такого – ведь их тоже могут обманывать. То есть, пообещать, но потом, может быть, ничего и не дать. Но, тем ни менее, они будут убеждены, что они это делают за деньги.
Кто может быть с той стороны экрана? Это может быть вот такой вот неудачник, у которого нет успехов, который не востребован обществом, в нормальном смысле. У которого, возможно, была какая-то сильная травма, отсутствуют какие-то яркие таланты и способности. И вот он таким образом пытается заявить о себе, пытается на другом поприще стать, как ему кажется удачливым человеком. То есть, хоть на зле, но стать неким, там, особенным человеком.
Возможно этот человек хочет отомстить просто миру, и поэтому он идет и мстит. Всему миру нельзя отомстить, но можно отомстить конкретным и невиновным. И опять же, таким образом, по его мнению, наказать общество.
Возможно, что такой человек хочет ощутить силу и власть, некое влияние. Возможно, что он желает, подводя вот к этой деструктивной черте детей, подростков – одобрения в своей какой-то там группе таких же ненормальных, как он сам. Удовлетворить тщеславие, возвысить себя даже ценой жизни другого человека.
В принципе, что характеризует этих людей, это, конечно, подлецы, которые боятся ответственности. Поэтому они и действуют анонимно, поэтому они, в общем-то, не вылезут в реальный мир. И конечно, они ещё и трусы, которые боятся показать себя в реале или засветить каким-то образом свои данные.
И вот здесь можно сказать, что если вам кто-то угрожает в интернете, и говорит о том, что он, там, что-то сделает с вами, или сделает что-то с вашими родителями, или ещё с кем-то – то не бойтесь об этом сообщать. Потому что человек, который это делает в интернете – конечно же он трус. И бояться здесь ничего не стоит, потому что как только этого человека обнаружат, и нет ничего сложного, чтоб, кстати говоря, его обнаружить в большинстве случаев, тогда они становятся совершенно другими. И совершенно по-другому уже разговаривают с теми, кто везет их на допрос. Об этом надо тоже детям говорить, напоминать и фокусировать их внимание на этом, заострять, чтобы они не боялись.
Знаете, иногда существуют трудности общения с родительским сообществом. Очень трудно родителям поверить в то, что действительно надо принципиально менять схему взаимодействия с ребенком, что его жизни угрожает реальная опасность через какие-то группы. Необходимо донести эту актуальность до родителей, до знакомых вокруг конкретного ребенка.
Предлагается использовать для этого фильм, который был снят кинокомпанией «Major». Фильм получился очень проникновенный и скачать вы его можете вот по ссылочке ниже. Посмотрите и используйте это в своей работе.
На каждого самоубийцу, который довел до конца свое дело, приходится от 10 до 30 людей, которые не смогли довести это до конца по независящим от них причинам. И среди вот этих оставшихся в живых людей, после попыток суицида, очень много становится инвалидов. И, к сожалению, об этом очень мало рассказывают, и об этом мало известно подросткам. А вообще, это то основное, что может их останавливать.
Кроме того, конечно, нужно сказать и о мучительной смерти. То есть, ни один из способов самоубийства, даже если он доведен до конца, не гарантирует быстрого умирания. А иногда эта мучительная смерть от любого способа самоубийства продолжается буквально месяцы. В некоторых случаях недели, в некоторых случаях и дни, но интенсивность боли и ужас тех страданий, которые переживает человек, они конечно совершенно могут зашкаливать, то есть, сила их может быть просто неимоверной. И об этом тоже надо знать.
Ну и, конечно, эстетика самоубийства, потому что очень многие считают, что: «Ах-ах, как красиво», – начитавшись, может быть, даже некоторых произведений из школьной литературы, – «как красиво можно умереть, как красиво будут все плакать и стоять у гроба». На самом деле, ничего красивого в смерти вообще нет. А уж после способа самоубийства, это просто, чаще всего, тело вызывает просто отвращение, и не какое не эстетическое удовлетворение.
Давайте в заключении все-таки ещё раз акцентируем внимание на то, что нужно говорить детям, что им делать не следует.
– Не следует говорить с анонимами, вообще ни о чем и ни с какими. Не выполнять ни чьих заданий, потому что они не шестерки. И на этом можно акцентировать, опять же, внимание.
– Нельзя вступать в какие-то группы, где есть деструктивные вот эти элементы все, соответствующий контент. Потому что именно в этих группах и толкают к самоубийству.
– Шантаж, любой, нужно высмеивать, и об том тоже надо сказать подростку, обесценивать таким образом. И чем раньше сообщит об этом человек, которого шантажируют, тем легче решить этот вопрос. То есть, нельзя углубляться в шантаж, потому что чем больше ты выполняешь требования шантажиста, тем больше он потом будет требовать.
– Конечно, надо понять еще, что это не игра и вообще не использовать это слово «игра». Понять, что это не игра, а специальные технологии деструктивного поведения с использованием современных средств коммуникаций, и умноженные на мошеннические схемы, приступные мошеннические схемы.
– И безусловно надо детям дать информацию о том, куда в случае чего они могут обратиться, кроме учителей и кроме педагогов. Это телефоны полиции, телефоны доверия, например, телефон доверия для детей 8-800…, вот который вы, опять же, видите ниже. И, соответственно, адреса, телефоны тех специалистов, которые могут реальную помощь оказать. То есть, информацию об этих людях они должны иметь заранее.
Оставьте ответ
Необходимо Авторизовались Отправить Комментарий.