Без сигареты в зубах и стакана виски: как победить поколение «культурных алкоголиков»? (текст+видео)
Автор: Татьяна Потапова. Фото: Алексей Липницкий
«Запреты в сфере продажи табака и алкоголя — самая эффективная и быстродействующая мера для снижения потребления алкоголя. Однако у населения любого рода табу обычно вызывает негативную реакцию», — уверен координатор общественной организации «Общее дело» в Архангельской области Дмитрий ШАРЫГИН. Организация выступает за отказ от спиртного и сигарет.— Табачные запреты большинство россиян воспринимают положительно, чего не скажешь об алкогольном табу. Многие уверены, что, отнимая у населения право на свободную покупку спиртного, власть повторяет ошибки прошлого. Цифры статистики оптимизма также не внушают: по официальным данным, легализация алкогольного рынка уже сегодня не превышает 30%. Так за что в итоге боремся?
— За что боремся, очевидно: за здоровую нацию, за повышение рождаемости, за снижение преступности. Несмотря на неоднозначное отношение к алкогольным запретам, в России благодаря «сухому» закону в начале XX века выросло трезвое поколение, которое победило в Великой Отечественной войне. «Сухой» закон Горбачева сразу же привел к небывалому всплеску рождаемости в 1986 году.Так что запрет, на мой взгляд, — одна из самых эффективных и быстродействующих мер в борьбе с пьянством. Половина населения мира не пьет из-за того или иного рода запретов: религиозных, законодательных, физиологических — азиаты, к примеру, крайне плохо переносят спиртное.Важно не забывать: если запрещаешь, необходимо объяснить человеку почему. Профилактика и разъяснительная работа должны идти впереди запретов. На мой взгляд, почва для антитабачного закона была подготовлена хорошо. Но с алкоголем ситуация гораздо сложнее: телевизионная пропаганда спиртного, начавшаяся еще в советское время, вырастила целое поколение «культурных алкоголиков».Давайте вспомним какой-нибудь советский фильм, где не выпивают. Сделать это непросто. Зато назвать фильм, где выпивают, — легко: «Операция «Ы», «Джентльмены удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Иван Васильевич меняет профессию» и т.д. Интересно, что традиционным новогодним напитком шампанское стало после выхода на телеэкраны фильма «Карнавальная ночь». Во времена Брежнева перед советским кинематографом стояла задача — приучить людей регулярно выпивать, культурно, за столом, но выпивать. Прибыль от продажи спиртного в те времена была сопоставима с нефтяными деньгами — вот и ответ на вопрос «почему?».
И сегодня телевидение продолжает пропагандировать быстрые удовольствия: пей, кури, развлекайся. Алкогольное и табачное лобби вкладывает в это миллиарды. Мы пытаемся зародить зерно сомнения в людях, объясняем, что на самом деле представляют из себя сигареты и алкоголь и как молодежь цепляют на крючок, заставляя отдавать деньги, по сути, за яд и отраву.
Немаловажным является и то, что по советскому ГОСТу спирт является наркотическим средством. В 1993 году данные слова были из ГОСТа убраны. То есть получается, что спиртное сегодня – это легализованный наркотик, под воздействием которого совершается половина всех преступлений в нашей стране (по данным МВД). Другими словами – отрезви страну, и преступность снизится вдвое.
Также в России главенствует миф о культуре умеренного пития. Мое желание — создать альтернативный фон, показать, что жить полноценно можно и нужно без алкоголя. Так как от природы все люди рождаются трезвыми и это наше естественное состояние.
Проектом «Общее дело» снято несколько профессиональных фильмов, которые раскрывают секреты манипуляции человеком. В них рассказывается, как молодежь вовлекается в процесс курения и принятия алкоголя. Когда по центральным каналам крутили ролики «Общего дела», процент продаж спиртного по всей стране упал на 30%. Их тут же свернули: видимо, алкогольное лобби никуда не делось…
Что касается запретов, то разовые перегибы, конечно, людей будут только злить. Нужен комплекс мер, тогда вырастет новое поколение, которое будет уметь жить и радоваться жизни без алкоголя, поймет, что быть успешным можно без сигареты в зубах и стакана виски.
— А если взять запрет на показ в дневное время любимых советских мультиков про крокодила Гену и Волка из «Ну погоди!», которые страдают вредными привычками. Не перегнули палку?
— На первый взгляд — да. Мы выросли на этом в общем-то добром советском мультике, а нашим детям его смотреть, получается, запретили. Но ведь если разобраться — мультфильм действительно пропагандирует курение. С детства в подсознание закладывается: если любимый персонаж курит, значит, это можно делать.
— В Архангельске могут запретить продажу спиртного в барах и ресторанах, если на расстоянии 10-20 метров от них находятся больницы, школы, спортивные объекты. Между тем, по мнению рестораторов, спиваются люди не в увеселительных заведениях с довольно высоким ценником на алкоголь, а благодаря расплодившимся по всему городу «наливайкам»…
— Вообще говоря, спиться можно везде, где есть алкоголь. Но я согласен, что начинать реализовывать на практике систему запретов нужно не с ресторанов, а с так называемых «наливаек», которые продают алкоголь в ночное время фактически в обход законодательства. В ресторане много не выпьешь: дорого, компания не позволяет, нужно прилично выглядеть… А в «наливайку» можно прийти в робе после смены и в любое время суток получить дозу спиртного. Именно поэтому общественная организация «Общее дело» предлагает депутатам ввести минимальную площадь зала обслуживания, например 50 кв. метров для заведений общепита, которым выдается лицензия на продажу алкоголя. У любого нормального ресторана или бара такая площадь есть, так что мера не затронет добросовестный бизнес, но может оказаться действенной в борьбе с «псевдокафешками».
Источник: газета «Бизнес-класс Архангельск» от 11.08.2014 г.
Информационно-справочный интернет-портал «Патриот Поморья»