10 октября Ижевск
Сегодня для нашего коллектива и меня лично был своего рода экзамен, который мы успешно сдали.
Координатор проекта «Общее дело» по УР, Виталий Безделов договорился с руководством Администрации Ленинского района о проведении интерактивных образовательных программ в учебных заведениях, находящихся под их курированием. Для того, чтобы дать окончательное согласие на нашу деятельность, на занятии присутствовала представитель Администрации, Марина Геннадьевна. Урок проходил в Ижевском автотранспортном техникуме БОУ СПО УР «ИАТ».
Виталий Игоревич и Марина Геннадьевна расположились в дальней части класса, выступая в роли незримых тайных наблюдателей за ходом встречи с учащимися, я же сел за учительский стол и стал ждать пока подойдут ребята. И вот они потянулись вереницей, расселись на свои места, поглядывая на меня, перешептываясь между собой. Я почувствовал от них волну легкого радостного возбуждения в предвкушении общения с новым человеком, т.е. со мной.
Это очень важный момент в общении с аудиторией: поймать нужный момент заинтересованности слушателей, держать и развивать их внимание к теме. Буквально первые не-сколько минут могут решить успех или неудачу занятия в форме принятия или непринятия материала, ценностей, которые планируется донести до аудитории. Я вышел из-за стола, по-дошел к среднему ряду почти вплотную и встреча началась. Не успел окончить называть свои ФИО и рассказывать о том, чем занимается коллектив ОО «Общее дело», как раздался радостный вопрос от одной из девушек: «А вы татарин, да?». Я ответил: «Да». Вроде бы обычный банальный вопрос, но для меня он стал признаком, что устанавливается хорошая доброжелательная неформальная атмосфера, и меня воспринимают как интересного собеседника и готовы к активному позитивному слушанию и общению. Почему так произошло? Думаю, несколько причин это объясняют. Во-первых, мой собственный настрой на такое общение, во-вторых, я новое лицо для них и потому интересен, в третьих, некоторые мои действия, которые были восприняты учащимися на подсознательном уровне как приглашение к именно такому общению, в частности, я отошел от учительского стола, который ассоциируется с административным приказным стилем общения с учениками, подошел к ним настолько близко насколько позволяла ситуация, доброжелательно улыбался, поддерживал зрительный контакт со всеми присутствующими, задавал вопросы и внимательно выслушивал ответы, давая понять, что они сами мне интересны и ценны как собеседники и т.д.
После занятия мне было предложено выслушать конструктивную критику по занятию. Сначала Марина Геннадьевна отметила, что ей в целом понравилось как прошло занятие, положительная реакция учащихся. Она была такова, что, несмотря на наш подарок всем присутствующим в форме дисков с фильмами «Общее дело» для самостоятельного просмотра и изучения и брошюр «Пища для размышлений» ребята настойчиво попросили прийти еще раз с темой «Правда о табаке». Потом представитель Администрации заострила мое внимание на нескольких моментах, которые сочла минусом. На самом деле это были не минусы, а дидактические приемы, которые осознанно или неосознанно применяет каждый успешный лектор, прошедший обучение в рамках курсов «Технология речевой коммуникации», «Ораторское искусство», «Ясно мыслить, убедительно говорить», «Культура речи», «Риторика для профессионалов и чайников» и т.д. Я бы сам не заметил, что применяю эти приемы, если бы она не обратила на это внимание, т.к.видимо это стало для меня чем-то естественным, подобно тому, как каждый здоровый человек за обедом просто опускает ложку в тарелку с супом, подносит ее ко рту, при этом не рассчитывая никакие траектории движения руки и ложки по сложным математическим формулам чтобы уж точно попасть в рот, а не в глаз.
С большим энтузиазмом ребята откликнулись на мою просьбу ответить на 4 вопроса анкеты.
В анкете присутствовали 4 вопроса:
1. Часто ли вы пьете алкоголесодержащие изделия (водка, вино, пиво и т.д.) или курите?
2. Что вы получили, посетив семинар (занятие)?
3. Какие семинары (темы) вы хотели бы прослушать в будущем?
4. Что из услышанного вы хотели бы применить в жизни?
Каждый вопрос имел несколько вариантов ответов.
Анкеты заполнили 19 человек.
На 1-й вопрос из 19 человек ответили:
1-2 раза в неделю употребляет алкоголь или курит 1 человек;
1-2 раза в квартал – 2 человека;
1-2 раза в год – 1 человек;
не пьет, но курит – 1 человек;
вообще не пьет и не курит – 14 человек.
На 2-й вопрос из 19 человек ответили:
немного больше узнал – 7 человек;
узнал много интересного – 12 человек.
На 3-й вопрос из 19 человек ответили, что хотят получить знания по теме:
Скрытая война или скажи «нет» сигаретам, алкоголю, наркотикам – 7 человек;
Тайм-менеджмент в свете здорового образа жизни – 11 человек;
Обе темы – 1 человек.
На 4-й вопрос из 19 человек ответили, что они за полный отказ:
от алкоголя, сигарет – 1 человек;
от алкоголя, сигарет, наркотиков – 14 человек;
от сигарет – 1 человек;
не ответили – 3 человека.
В пропаганде здорового образа жизни из 19 человек ответили, что хотят быть:
лектором – 5 человек;
организатором – 2 человека;
организатором и лектором – 2 человека;
волонтером/участником – 4 человека;
не ответили 6 человек.
Некоторые выводы из анкетирования:
1. Большая часть подростков уже до занятий была на позиции трезвой жизни, что очень радует. Скорее все опрошенные подростки уже попробовали к своим 16-17 годам алкоголь, но 14 из 19 человек сообщили, что вообще не курят и не пьют. Сам такой ответ может означать, что ребята не считают употребление одурманивающих средств чем то положительным, чем можно гордиться.
2. Все слушатели узнали нечто новое интересное на занятии, причем 12 человек из 19 отметили, что узнали много интересного, что может свидетельствовать об отсутствии подобных знаний в учебном процессе или неправильной их подаче учащимся.
3. Ребята после просмотра фильмов и обсуждения укрепились во мнении, что им в жизни не нужен алкоголь, сигареты, наркотики.
4. Подавляющее большинство ребят хочет учиться, познавать, расширять свой кругозор, и, следовательно, через 10-15 лет наше общество пополниться квалифицированными специалистами и руководителями.
5. 13 опрошенных из 19, т.е. две трети – это подростки, которых уже в самое ближайшее время можно обучить стать волонтерами, распространяющими идеи здорового образа жизни.
Буду рад услышать обратную связь.