Какой пример, такие и дети: курящие учителя рассказывают о вреде никотина

Главная / Новости / Какой пример, такие и дети: курящие учителя рассказывают о вреде никотина

Какой пример, такие и дети: курящие учителя рассказывают о вреде никотина

На портале mkkaluga.ru вышла статья клинического психолога, наркологического превентолога, руководителя МГО ОО «Общее дело» Моисеева Олега Олеговича:

https://www.mkkaluga.ru/social/2020/07/25/kakoy-primer-takie-i-deti-kuryashhie-uchitelya-rasskazyvayut-o-vrede-nikotina.html

Работая в области профилактики зависимого поведения более десяти лет, накопив немалый опыт и обобщив основные ошибки тех, кто, зачастую, имея самые «благие намерения», добивается результатов диаметрально противоположных желаемым, я решил поделиться несколькими примерами из профессиональной практики. Не указывая номера и адреса образовательных учреждений и фамилии людей, стоящих за каждым эпизодом, всё же имею основания надеяться, что описанные здесь случаи (основанные на реальных событиях, все до единого!), послужат поводом для серьёзных размышлений в широкой учительской аудитории и не повторятся впредь…

Я заранее прошу прощения, если мои оценочные суждения покажутся чересчур резкими, но «из песни слов не выкинешь», а приукрашивая действительность, «заметая мусор под ковёр» ситуацию не исправить…

Московская образовательная система, провожу серию профилактических уроков для учащихся старших классов, тема: «Опасность употребления никотиносодержащих изделий». В аудитории по два класса, так называемые «параллели», то два 9-х, то 8-х и т.д. Запланировано шесть подобных мероприятий подряд, пять уже проведено, всё идёт хорошо – есть контакт с ребятами, активно обсуждают проблематику, задают много вопросов, подходят на переменах. Школа не «простая», с серьёзным «уклоном», ребята развитые, талантливые и работать в режиме «прямого диалога» очень интересно! На шестой урок, приходит заместитель директора школы и требует предоставить ей вступительное слово перед началом мероприятия (Будто, я могу отказаться?! Пожалуйста, будьте любезны!) В этой статье примечаний не полагается, но замечу, что определить «на глазок» педагогический стаж, для меня, гораздо сложнее, чем определить «стаж курильщика», а здесь, подумалось, что второй, точно длиннее первого. Запах табака, дополнял впечатление и усиливал вероятность предположения.

«Вступительное слово» я не записывал, но не поручаясь за точность цитаты, передам смысл: «Дорогие ребята! Сегодня, Олег Олегович расскажет Вам о правильном, здоровом образе жизни! Мы с вами и так знаем о вреде табака (смех в аудитории) и алкоголя (смех усиливается), но запомнить то, что вам рассказывают очень важно, т.к. от вашего поведения зависит будущее…» К концу вступления, ребята хохотали «от души» и поскольку, на предыдущих уроках, ничего подобного не было, я, внимательно осмотрев, свой внешний, вид (ну, вдруг, расстегнулось что-то, где-то, и не там!), начал свою работу, сказав, что тоже люблю посмеяться. Через две минуты, когда представитель администрации школы, покинула аудиторию, тихо прикрыв за собой дверь, ребята предоставили мне объяснения всеобщего веселья: «Мы смеялись не над Вами, а над ней! Каждую перемену, она «тайком» бегает курить за школу, прячется и выглядывает из-за угла. Конечно, мы все знаем об этом! А в праздники, она нетвёрдой походкой вышагивает от учительской до туалета и обратно, так зачем она про ЗОЖ нам рассказывает?».

Резюмирую пример, цитатой классика: «Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей.» (Л. Н. Толстой, 18 декабря 1895 года).

Описанная ситуация не единична, просто яркая иллюстрация к выбранной теме. В другом случае, подходя к школе в которой было запланировано проведение большого мероприятия, направленного на предотвращение и сокращение употребления табака среди школьников, я встретил сразу девять учителей, куривших за школой. Когда я громко и чётко, сообщил о цели своего визита, две молоденькие учительницы «незаметно» бросили сигареты, а более «опытные» их коллеги, со смехом пообещали, что «зайдут-послушают». Правда, ни одна из них не пришла, но хорошо уже то, что учеников привели, а могло быть и по-другому…но это, уже следующая история.

Любая профилактическая работа может быть эффективной только в случае, если она ведётся системно и поэтапно, и когда удаётся такую организовать, встречи с ребятами не носят случайного, редкого характера, постоянное взаимодействие, подкрепляемое научно- проверенной информацией и приводят к успехам в формировании трезвого поведения. И вдруг, в одной из московских школ, (где была налажена такая работа) молодой и амбициозный классный руководитель, кандидат педагогических наук, категорически отказывается приводить вверенных ему детей на наши занятия, мотивируя это тем, что для них, якобы, данная проблематика не актуальна. Через некоторое время, дети сами попросили его обеспечить их участие в наших программах, послушав отзывы принимавших участие ранее. Наше занятие предусматривает не только «живой» разговор, но и показ профилактических видеоматериалов, и во время просмотра этот «педагог» (прошу прощения за кавычки, но звание педагога высокое, почётное, и не может быть присвоено всякому, даже при наличии кандидатской степени), сообщает мне следующее: «Я своим детям (классу за который он несёт ответственность) говорю: «Вы должны в жизни всё сами попробовать, чтобы определиться, нужно вам это или нет!». Философ Сёрен Кьеркегор, написал произведение «Страх и трепет», я прочёл его достаточно давно, в основе лежит библейский сюжет, а вспомнил я о нём лишь потому, что два слова из названия, это то, что я почувствовал, после такого «заявления». Сегодня, случаев необратимых повреждений, отравлений и летальных исходов, при первых, так называемых, пробах различных «психоактивных» веществ колоссальное количество, давать подобные «рекомендации» учащимся – преступление! К сожалению, зачастую, только «советами» всё не ограничивается, и учителя-предметники пытаются проводить профилактику, как они её понимают, «без оглядки на авторитеты», руководствуясь личными, очень часто антинаучными построениями.

Я часто работаю в школах своего района, поэтому школьники, узнавая меня на улице, подходят поговорить и посоветоваться. На троллейбусной остановке, мальчишка лет четырнадцати, обратился с вопросом: «Не я ли проводил у них занятия на антинаркотическую тему?», получив утвердительный ответ, стал горячо просить прийти ещё, а на вопрос: «Что случилось?», рассказал:

«У нас новый учитель, молодой парень, решил провести с нами занятия по профилактике. Он много всего рассказал: где и что растёт, как называется и производится, какие «потрясающие эффекты» вызывает употребление. На следующий день, половина класса муку в школу притащила, теперь её нюхают и смеются!». Наверное, сам рассказ школьника, не должен вызывать удивления, стоит лишь уточнить, что профилактическая работа, как и любая другая, особенно педагогическая деятельность, требует серьёзной профессиональной подготовки и развития определённых навыков, прежде чем заниматься подобной деятельностью, необходимо ознакомиться с научными дисциплинами «Наркологическая превентология», «Аддиктология», «Психология звисимости» и другими. Зная о высокой нагрузке современных педагогов, могу предложить и другой путь: приглашать специалистов или применять понятные и методически тщательно разработанные программы, созданные специалистами, например, «Здоровая Россия – Общее дело».

Есть и ещё категория «лиц от системы образования», считающих, что эта проблема их не касается, их задача состоит в «исполнении определённой услуги на платной основе» и лишний труд, ответственность и нагрузка им ни к чему! Так, обеспокоенные поведением своих детей, родители пригласили меня пообщаться на тему проведения профилактических занятий в одной из элитных московских гимназий. Директор этого (весьма недешёвого, надо заметить) учебного заведения, с возмущением отвергла даже саму мысль о том, что подобная тема может быть актуальной среди учащихся «из таких семей». Я бы не вспомнил об этом, но всего через пару месяцев, эта же дама, звонила мне, умоляя приехать и провести «профилактические» уроки. Позднее оказалось, что это было связано с завершённым суицидом старшеклассницы, совершённом в состоянии наркотического опьянения от веществ, которыми её снабдил сосед по парте. Я никогда не отказываюсь проводить профилактические занятия, но поскольку возглавляющая эту гимназию женщина требовала немедленно провести необходимые мероприятия, а я был занят, то поинтересовался «наличием срочной необходимости». Честное слово, ответ потряс «до глубины души»: «Вы знаете, нас теперь проверять будут, и когда выяснится, что мы ничего такого не проводили – могут быть серьёзные неприятности, а так: пожалуйста, скажем – работа проведена!»

Этот случай не нуждается в пояснениях, скорее он необходим как иллюстрация возможных и даже высоковероятных трагических последствий при недостаточном внимании к данной сфере. Прошу, не повторяйте чужих ошибок! Помните, что работа по профилактике зависимого поведения, носит важный, общегосударственный характер, без этого направления, все усилия по здоровьесбережению нации и положительным демографическим изменениям в стране, будут тщетными. Во всех принимаемых государством документах, направленных на сокращение масштабов негативных последствий от употребления алкоголя, табака и наркотических веществ, система образования – важнейший субъект профилактики. Я очень надеюсь, что идеи служения и подвига в педагогике, заложенные Ушинским, Сухомлинским и Макаренко, ещё живы в нашем обществе, а забота о воспитании и здоровье каждого ученика – долг и обязанность учителя…

Оставьте ответ