На портале mkkaluga.ru размещена статья клинического психолога, наркологического превентолога, руководителя МГО ОО «Общее дело» Моисеева Олега Олеговича:

https://www.mkkaluga.ru/social/2020/05/18/v-internete-za-polveka-poteryali-cheloveka-vse-o-mobilnoy-zavisimosti.html

Семимильными шагами скачет вперёд IT-прогресс, на радость подрастающим поколениям, на печаль и озабоченность людей постарше. Многие папы, мамы, дедушки и бабушки, глядя на своих детей и внуков, переживают и тревожатся. Да, и есть отчего! Сидят детки, уткнувшись в свои новомодные «гаджеты» — друзья, учеба, игры, всё у них там. Устройства, новые и новые появляются – размер меньше, функций больше, и у многих (чуть не у каждого!) персональный компьютер, теперь, прямо в кармане. К сожалению, и проблем всё больше и больше становится, и в карман их не спрячешь. Само понятие «мобильная зависимость» не оттого, что маленькая и незаметная, а по типу устройств, но обо всём по порядку…
Правильнее говорить об интернет-зависимости, а устройства для попадания в сеть, просто изготавливаются более удобными для пользователя и необходимо понимать, человек зависит не от телефона или компьютера, а от предоставляемых ими возможностей. Интернету же в человеческой жизни, уже 50 лет минуло, датой основания считается 29 октября 1969 года и данные о первых отклонениях в поведении пользователей появились достаточно давно. В 1996 году, психиатр Кимберли Янг (Kimberly Young) опубликовала статью с названием «Интернет-зависимость: появление нового расстройства», дальнейшее изучение специалистами аспектов данной проблематики, привело к включению этой зависимости в международное «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам». Удивительно, но для многих родителей, это по-прежнему «новое расстройство» и они, искренне недоумевают по поводу «причин и следствий», к специалистам не обращаются, полагаясь на громкий голос и грубую физическую силу. Помогает, к сожалению, или счастью, далеко не всегда, поэтому предлагаю перейти к конкретным рекомендациям.
Прежде всего, «врага надо знать в лицо», а виды интернет-зависимостей разные, основные из них таковы:
• Тяга к общению в интернете и новым знакомствам в сети. Характеризуется постоянным пребыванием на сайтах знакомств, различных чатах и форумах. Зачастую, такое общение становится важнее семьи и настоящих друзей. Особенно тяжёлые формы приобретает у людей, имеющих проблемы с общением в реальной жизни.
• Компульсивная навигация или онлайн-сёрфинг. Непреодолимая тяга, заставляющая человека регулярно и бесцельно блуждать по сети. Приводит к снижению когнитивных способностей, высоким временным затратам и как следствие, к ухудшению успеваемости в учёбе.
• Игровая зависимость. Специалисты наблюдают у обращающихся, изменение сознания, искаженное восприятие своего «Я», ощущение виртуального могущества, антисоциальный характер.
определения наличия какой-либо подобной зависимости, есть разработанные методики: тест Кимберли Янг, шкала интернет-зависимости С.Чена и другие, но это инструменты специалистов, а как быть родителям? Когда «бить тревогу» и стоит ли?

Просто и понятно, выделяют три этапа данной зависимости, и если на первом из них, в период знакомства с возможностями использования современных устройств или работы с ними, поводов для беспокойства не много, то второй этап, уже связанный с увеличением времени пребывания в сети и отдалением от реальности — это основание для серьёзной озабоченности. Третий этап характеризуется обычно ярко выраженными нарушениями, что заставляет искать профессиональной помощи. Основными симптомами на уровне физиологии, могут являться нарушения режима сна и питания, ухудшение зрения, различные нарушения в работе суставов. Страдает и психика: появляются агрессия, тревога, уныние, частые перепады настроения. Стоит напомнить и о рекомендациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по ограничениям в использовании мобильных устройств: здесь и излучение, и мелкий шрифт, и потеря концентрации и внимания в условиях улицы.
Сегодня, отличать норму и патологию совсем не просто, даже профессионалам. Приведу конкретный пример:
В далёких уже 90-х, случай свёл меня с женщиной, в прошлом талантливым экскурсоводом, а на момент встречи, психически больной. Она постоянно ходила по улицам и «вела экскурсию», громко и беспрерывно говорила: «посмотрите налево, посмотрите направо и Вы увидите…» Люди оборачивались, посмеивались, крутили пальцами у виска. Тогда это казалось странным, а теперь? Сколько мы каждый день видим таких же, погруженных в себя или в телефон, а учитывая беспроводные наушники и говорящих (как кажется со стороны) с собой?

К сожалению, всё это приводит к тому, что с обращением за помощью часто опаздывают. Думая, что «у всех так». Рассуждая о любых зависимостях, как химических от психоактивных веществ, так и не химических, от психоактивных действий, необходимо говорить о понятии социальной нормы, но многие родители не всегда понимают о чём речь. Будучи сами зависимыми людьми, они культивируют похожие зависимости и у своих детей. Так некоторые мамы, приводя своего ребёнка к психотерапевту для разговора о компьютерной, мобильной или игровой зависимостях, даже во время приёма продолжают переписку с телефона. И формирование зависимого поведения, как и покупка различных «гаджетов» тоже на совести родителей, обеспокоить их способны, лишь серьёзные нарушения и симптомы в поведении детей, которые стоит перечислить:
Ощущение эйфории от пребывания в сети, при невозможности воспользоваться своим «гаджетом», уныние и апатия.
Трудно отвлечь ребёнка от компьютера, телефона, планшета.
Потеря ощущения времени, может взять устройство на пять минут, а оставить через несколько часов.
Частое и регулярное, автоматическое использование мобильного устройства, без конкретной цели.
Смещение интересов в область виртуального пространства, в ущерб личному общению и «живым» контактам.
Какие же шаги следует предпринять взрослым, для помощи своим детям? Как и в работе с другими зависимостями, первое правило: начните с себя! От вашего поведения и отношения, зависит во многом и безопасность ваших детей. Есть и ещё ряд рекомендаций:
Установите для ребёнка точное количество времени на пользование компьютером, планшетом, телефоном.
Отслеживайте и блокируйте доступ к нежелательному контенту в Сети.
Введите чувствительные, но не вредящие здоровью санкции за нарушение установленных правил.
Сделайте жизнь ребёнка более интересной, насытив её разнообразными событиями (физическая активность, хобби, путешествия, творчество и т.д.).
Самостоятельно или с помощью специалиста выявляйте причины тяги ребёнка к использованию подобных устройств и интернету.
Важно осознавать, что сегодня многие исследователи подобных типов зависимого поведения, фиксируют нарастание количества повреждающих факторов и конечно, наиболее остро, данная проблема ощущается на Западе, однако бешенные темпы развития технологий и упрощение доступа к интернету, требуют осознания угрозы для социально-психологической безопасности человека (тем более ребёнка) и в нашей стране. Основным же фактором развития интернет-зависимости у детей, можно назвать нездоровую атмосферу в семье и неверные воспитательные принципы: вседозволенность, подавление инициативы, безнаказанность. Всё это приводит к попыткам компенсации в интернете нереализованных в реальной жизни потребностей: уважения, достижений, собственной значимости, любви и дружбы.
Возможно, в недалёком будущем, компьютерные технологии, став ещё более мобильными, позволят внедрять развлекательные интернет-сервисы прямо в головной мозг, судя по всему до этого не так и далеко. Будет здорово, если запуск такой он-лайн игры или чата, будет осуществляться с помощью подзатыльника, а родители, чувствующие, что выполнили свои воспитательные функции, будут более спокойными, а дети станут играть дальше, понимая: иначе игра не запускается.
А пока, порекомендую всем, не перекладывать свои обязанности на электронных помощников. Занимайтесь, учитесь, играйте и тренируйтесь со своими детьми, не теряя времени на виртуальную реальность…

https://vk.com/odmoscow?w=wall-175864109_2001%2Fall

Оставьте ответ