ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОУ ЯО «Институт развития образования»

Институт развития образования

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на серию видеоматериалов, посвященных проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, распространяемых в рамках общероссийского социального антиалкогольного проекта «Общее дело»

Актуальность тематики представленных на диске материалов не вызывает никаких сомнений. Открывающее видеоряд выступление Д.А. Медведева однозначно определяет борьбу с алкоголизацией населения приоритетом государственной политики.

Особенно президентом РФ подчёркивается необходимость системности работы и усиления мер, позволяющих результативно решать проблемы детской и подростковой зависимости от психоактивных веществ.

Объединяющей рамкой материалов является ток-шоу Первого телевизионного канала, на котором обсуждались документальные фильмы (так же представленные на диске), раскрывающие алкоголизм, в том числе, в школьной среде, как национальную катастрофу.

Специалисты и эксперты (что явствует из всех видеофильмов) убеждены, что алкоголь — это яд; бороться с алкоголизмом нельзя «полумерами». Требуется жёсткая деятельность по искоренению «культуры пития» в целом, ломка стереотипов, связывающих отдых и досуг с употреблением психоактивных веществ.

Концепция со-авторов фильма обосновывается неутешительными данными статистики, социологических опросов, подтверждается проведёнными статистики, социологических опросов, подтверждается проведёнными экспериментами. Убедительно выглядят реальные жизненные истории детей с многолетним «алкогольным стажем», вызывают шоковое состояние демонстрируемые последствия зависимости, реальный химический состав психоактивных веществ и др.

Авторы материалов фиксируют тотальность распространения моды на употребление спиртного в школе среди детей и подростков, особенно пива и слабоалкогольных напитков (типа «Ягуара»), вызывающих стойкое привыкание к ПАВ, приводящих зачастую к необратимому ущербу здоровью.

Вместе с тем, представленные материалы, кроме фиксации безусловного вреда алкоголя (в любых видах и количестве) и призывов вести абсолютно трезвый образ жизни, не содержат действенных способов работы с теми, кто уже совершил первую пробу, не раскрывают стратегии поведения ребёнка в компании, где сверстники склонны к употреблению спиртного. Не высвечена до конца линия взаимодействия школы и семьи. Практика профилактической деятельности доказывает, что модель запугивания, широко распространенная в обывательском сознании, малоэффективна. То, что эффектно смотрится с экрана телевизора, рассчитано на массовое сознание, должно лишь «привлечь» внимание, выступить своеобразным «набатом», далеко не всегда переносимо в пространство образовательного учреждения для включения в программы профилактики, для организации просветительской, а тем более реабилитационной работы.

Безусловно важны прозрачные, всеми одинаково понимаемые и принимаемые ценностные ориентиры (например, ценности здорового образа жизни): не вызывает сомнения необходимость разъяснительной работы с населением, позволяющей выйти за пределы равнодушия к проблеме.

Другое дело, что представленные в документальных фильмах («Пьющие дети», «8 марта», «Давайте выпьем») факты не вызывают рефлексивной интенции ребёнка или взрослого, не заставляют инериоризировать опыт, «взять» урок… Да, проблема есть. Но происходит это не со мной. Много отличных фильмов снято об ужасах войны, о жестокостях терроризма и бандитизма, неотвратимости наказания, возмездия, суда. Однако это не только не избавило мир от этих асоциальных явлений, но напротив, мифологизация позволила сделать их привлекательными для отдельных категорий граждан.

Алкоголь — зона опасности. ВЫбора пить или не пить — не существует, поскольку это выбор между смертью и болезнью или жизнью и здоровьем. Выводы видеоматериалов очевидны. Однако в образование должны прийти другие материалы, отвечающие на вопросы: «какими способами формировать навыки здорового образа жизни и ассертивного поведения?», «как взрослый (родитель, учитель) должен реагировать на ту или иную ситуацию, связанную с употреблением детьми алкоголя?», «что удержит подростка от первой пробы?», «как преодолеть моду на употребление спиртного?».

Вышеизложенное позволяет заключить, что демонстрировать видеофильмы школьникам нецелесообразно. Их можно использовать для показа педагогическим работникам в качестве установки на последующую деятельность по проектированию способов и средств профилактики и реабилитационной практики, как отправной материал, позволяющий зафиксировать реальный масштаб катастрофы. Думается, что видеофильмы могут стать основой мероприятия с родителями, которым разъяснятся недопустимость «первой пробы» ребенком алкоголя » с разрешения» или тем более «за одним столом» со взрослыми. Однако и в этом случае требуется специальное последействие к просмотру — разработка стратегий «Здоровая семья», способов интеграции усилий школы и семьи в борьбе с злоупотреблением психоактивными веществами.

7.05.2010 г.

Сапегин К.В.,

проректор по научно-исследовательской деятельности

ГОУ ЯО «Институт развития образования»,

кандидат искусствоведения